Menu

Воспоминания соратников и противников Чапаева о легендарном комдиве

Роман Дмитрия Фурманова и фильм братьев Васильевых посмертно сделали Василия Чапаева главным народным героем Гражданской войны. Смекалистый командир, вышедший из низов, беспрекословный авторитет для подчиненных, трагически погибший военачальник – эти черты способствовали грандиозному успеху чапаевского мифа (Сталин посмотрел фильм как минимум 16 раз).

Образ этот не был и не мог быть полным. В воспоминаниях свидетелей боевого пути Чапаева его фигура представляется сложнее и противоречивее.
«Первое впечатление о своем герое: «Передо мною предстал типичный фельдфебель, с длинными усами, жидкими, прилипшими ко лбу волосами; глаза иссиня-голубые, понимающие, взгляд решительный. Росту он среднего, одет по-комиссарски, френч и синие брюки, на ногах прекрасные оленьи сапоги. Перетолковав обо всем и напившись чаю, отправились в штаб. Там он дал Андросову много ценных указаний и детально доразработал план завтрашнего выступления. То ли у него быстрая мысль, то ли навык имеется хороший, но он ориентируется весьма быстро и соображает моментально. Все время водит циркулем по карте, вымеривает, взвешивает, на слово не верит. Говорит уверенно, перебивая, останавливая, всегда договаривая свою мысль до конца. Противоречия не терпит. Обращение простое, а с красноармейцами даже грубоватое…Я подметил в нем охоту побахвалиться. Себя он ценит высоко, знает, что слава о нем гремит тут по всему краю, и эту славу он приемлет как должное. С товарищами я лажу, они меня знают и любят…»
Дмитрий Фурманов, автор романа «Чапаев»

«Он, разумеется, сознает и свою невоспитанность и необразованность, свою малую развитость и невежественность. Все хорошо видит, скорбит душой и стремится страстно перевоспитаться и скорее, как можно скорее научиться всяким наукам. Ему хочется ознакомиться с русским языком, ознакомиться с математикой и т. д.Мы договорились, что в свободное время я буду с ним заниматься, буду направлять по возможности его самообразовательную работу…»
Михаил Фрунзе
«Помню первую встречу Чапаева с М. В [Фрунзе]. О Чапаеве у нас были самые разноречивые сведения… Наряду с сообщением, что одно имя Чапаева наводило панику на врага, наряду с рассказами о его безоговорочном авторитете в подчиненных красноармейских частях, о чудесах беспримерной храбрости, — были сообщения и о самодурстве. Но, в общем, было несомненно, что, во всяком случае, дело иметь придется с человеком незаурядным. Как же он выглядит?
Помню человека с наружностью фельдфебеля старой армии, валеные сапоги, башлык… В кабинет вошел, как-то виновато улыбаясь…
М. В., после первых же вопросов о прежней работе, о Москве, сразу» без обиняков» начал спрашивать: «А правда ли говорят, что вы.?» И Чапаев просто, с не оставлявшей сомнения откровенностью отвечал: «Было дело». «Тут подурил малость». «Ну, а это зря болтают»…
А через час М. В. до слез смеялся над рассказом Чапаева, как он держал вступительный» экзамен» в Военную академию
— Реку Рейн знаете? Где она протекает?
— Знаю, говорю, где-то там у немцев, а пес ее знает, где она там течет. Думаю, дай-ка и я тебя подшибу… Говорю: а ты знаешь, где река N течет? Нет, говорит. Как же, говорю, про чужую реку спрашиваешь, а своих рек не знаешь?! А ведь на ней моя деревня стоит!»
С. А. Сиротинский, адъютант Фрунзе
«Штаб Чапаева располагался не без удобств и приятного препровождения времени: в числе пленных — или трофеев — оказалось большое число машинисток и стенографисток. Очевидно, в красных штабах много пишут…»
Михаил Изергин, военачальник Белого движения, в результате рейда которого погиб Чапаев
«…Военную историю преподавал нам старый царский генерал А. А. Свечин. Предмет свой он знал, конечно, безукоризненно, учил нас хорошо. Это был один m. i тех военных специалистов, кто трезво оценил обстановку в России. Но у него имелся, как говорят, один «пунктик». Каждый раз, когда речь заходила о каком-нибудь историческом событии, связанном с революционным выступлением масс, он неизменно именовал действия народа «разбойными акциями». А Парижскую коммуну именовал «скопищем бандитов». Мы, все сто двадцать красных» академистов, каждый раз устраивали Свечину обструкцию. Особенно зол был на него Чапаев.
И вот однажды на занятиях Свечин предлагает Василию Ивановичу рассказать, как он усвоил лекцию о знаменитом сражении под Каннами, где войска Ганнибала наголову разгромили чуть ли не вдвое превосходящие их по численности римские войска, показали классический образец окружения противника и уничтожения его по частям. Между прочим, Свечин, читая лекцию об этом эпизоде из Второй Пунической войны, восхищался действиями предводителя карфагенской конницы Гасдрубала, которая во многом определила исход сражения. Чапаев начал излагать свою точку зрения с того, что назвал римлян слепыми котятами. Тем самым он развенчал кумира Свечина, и тот не мог удержаться от ядовитого замечания:
— Вероятно, товарищ Чапаев, если бы римской конницей командовали вы, то предмет сегодняшней лекции назывался бы» Разгром Ганнибала римлянами».
Василий Иванович вспылил:
— Мы уже показали таким, как вы, генералам, как надо воевать!
Он имел в виду знаменитый рейд своих отрядов летом восемнадцатого года. Попав под Уральском в мешок между бело — чешскими и белоказацкими частями, Чапаев предпринял дерзкий бросок назад, на занятый противником Николаевск, взял город и тем самым не дал соединиться двум крупным вражеским группировкам. Эта операция была для нас образцом руководства боевыми действиями. Но для маститого стратега Свечина рейд Чапаева был неслыханным попранием классического военного искусства. Одним словом, скандал разыгрался по всем правилам. Чапаев хлопнул дверью»
Иван Тюленев
«Он по-детски верил слухам, всяким верил — и серьезным, и пустым, и чистейшему вздору. Верил тому, что в Самаре на паек выдают по десять фунтов махорки, а вот на фронте и осьмушки нет. Верил, что в штабе фронта или армии идет день и ночь сплошное и поголовнейшее пьянство, что там одни спецы-белогвардейцы и что они ежесекундно нас предают врагу. Верил, что тиф разносят птицы, верил, что сахар растет чуть ли не целыми головами… Он был доверчив, как малое дитя. Оттого и сам много страдал, но перемениться не мог. Только одному он не верил никогда: не верил тому, что у врага много сил, что врага нельзя сломить и обернуть в бегство»
Дмитрий Фурманов

«Война — она никому не в радость. А чтобы мы беляков разбили и чтобы война поскорее закончилась, вы тоже не сидите сложа руки. Помогайте Красной армии, у себя на месте укрепляйте Советскую власть»
Василий Чапаев

СКР возбудил дело о геноциде, устроенном латышскими карателями в деревне Жестяная Горка

Добровольцы ООД "Поисковое движение России" в мае во время реализации мероприятий международного проекта "Без срока давности" обнаружили останки 42 мирных граждан, в числе которых трое детей и беременная женщина. Захоронение времен Великой Отечественной войны найдено в районе деревни Жестяная горка Батецкого района Новгородской области. Об этом сообщает официальный представитель Следственного комитета Российской Федерации Светлана Петренко.

Установлено, что эти люди стали жертвами карательных операций, которые проводились в ходе оккупации деревни Жестяная Горка Ленинградской (с 5 июля 1944 Новгородской) области в 1942 году. Согласно архивным материалам, для массового убийства советских граждан была сформирована "тайлькоманда" полиции безопасности и СД.

В 1942-1943 годах члены группы систематически расстреливали советских граждан, в числе которых женщины, дети, военнопленные, проходившие военную службу в Вооруженных силах СССР. Также им причиняли несовместимые с жизнью телесные повреждения холодным оружием и другими способами.

В состав "тайлькоманды" входили 33 карателя, выходцы из Латвийской ССР. Они не были преданы суду и скрылись на территории США, ФРГ и Канады. Группой руководил немецкий генерал Герцог Курт, которого в декабре 1947 года осудил Военный трибунал Ленинградского военного округа за "зверские расправы над советскими гражданами". В Советском Союзе такие преступления являлись частью генерального плана "Ост", который преследовал цель уничтожения славян, евреев, цыган и людей других национальностей.

Главным следственным управлением Следственного комитета России и Генеральной прокуратурой России дана правовая оценка этим фактам и возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 357 Уголовного кодекса Российской Федерации – геноцид. В рамках расследования будет создан банк данных ДНК с целью установления личностей граждан.

На месте деревни Жестяная Горка оккупантами были расстреляны более 2600 человек. Среди них преимущественно русские, евреи и цыгане. Следственный комитет России намерен обратиться в Министерство обороны Российской Федерации за помощью в содействии проведения полного комплекса работ по поиску и исследованию останков погибших.

 
 
Мы в ответе за тех врагов, кого не добили в 1945 году

Украине выключат свет

 

Украине выключат свет



Ограничения, введенные Россией на поставку топлива Украине, спровоцируют в «незалежной» серьезный кризис

Прошло уже три недели с тех пор, как правительство Российской Федерации заявило о вводе ограничений на поставки продукции топливно-энергетического комплекса на Украину с 1 июня. По большому счету, это должно было бы стать поводом как минимум для подготовки серьезной реакции профильного министерства и экстренного заседания Кабмина. Но Киев не очень обеспокоен недвусмысленным сигналом из Кремля, пишет колумнист украинского еженедельника «2000» Роман Губриенко.

Безусловно, решение российского правительства не является прямым запретом на ввоз продукции, но при определенных условиях это может грозить полным энергетическим эмбарго для Украины. Эта перспектива не сильно взволновала «свидомых» управленцев, хотя сами они на каждом шагу любят рассказывать о «коварных планах агрессора». Перед лицом столь серьезного вызова профильное министерство и Кабинет Министров должны были бы разработать план неотложных мер на случай худшего из сценариев. Но в чиновничьих кабинетах царит безмятежное спокойствие и немой сквозняк лени.

Вопреки всем рассказам власти об укреплении энергетической безопасности страны, отказа от российского газа и прочих «остаточних прощавай» украинский топливно-энергетический комплекс чрезвычайно зависим от российских поставок, и их прекращение чревато серьезными трудностями.

Угольная лихорадка

Согласно данным Государственной службы статистики в прошлом году Украина импортировала из России более 15 млн. тонн угля. В общем балансе это больше 70%. В частности, было завезено 3 млн. 624,136 тыс. тонн (доля в общем импорте угля данной марки — 93,6%) и 11 млн. 364,411 тыс. тонн битуминозного (каменного) угля, в том числе и коксующегося. Доля зависимости украинских горно-металлургических предприятий от коксующегося угля из РФ достигает 60%.

Как компенсировать вероятные потери поставок таких огромных объемов в короткие сроки, не совсем понятно. Во-первых, возникает проблема наличия физических поставок антрацита в таком количестве. Во-вторых, есть вопросы относительно логистики и пропускной способности украинских портов. В целом возникает много проблем, о которых правительство, по всей видимости, и не задумывалось.

«Я буду вносить на заседании Кабинета Министров распоряжение о том, чтобы никакого угля энергетического не было с территории России. Имеется в виду антрацитовой группы», — это заявление министра энергетики и угольной промышленности Игоря Насалика образца 2017 г. Очевидно, что, делая столь громогласное, зато очень патриотичное заявление, глава министерства имел готовый план замещения поставок более 3,6 млн. тонн «агрессивного» угля. Интересно было бы послушать г-на министра сейчас, когда его предложение может воплотить в жизнь российский премьер Дмитрий Медведев.

Газовая атака

В 2018 г. из России было импортировано 1,3 млн. тонн сжиженного углеводородного газа, почти на 18% больше по сравнению с 2017 г. Еще 508,5 тыс. тонн было импортировано из Белоруссии — это тот же российский газ, только поставленный по схеме реэкспорта. Зависимость Украины в этом сегменте также имеет критический уровень.

На днях глава НАК «Нафтогаз» Андрей Коболев заявил о переговорах относительно закупки сжиженного газа в США: «Мы ведем переговоры по этому поводу, и я должен сказать, что в этот раз мы подошли к этому вопросу очень близко. Это еще не окончательное решение, но заинтересованность с обеих сторон есть. Я надеюсь, что в ближайшее время эта заинтересованность трансформируется в конкретные потоки газа».

Каким образом эти потоки газа попадут на Украину (очевидно, что через польский терминал в Свиноустье), пан Коболев не уточнил, также забыв объяснить, почему именно американский газ и во сколько после этого должны увеличиться тарифы. Учитывая зарплату и размеры премий главы «Нафтогаза», от него можно было бы ожидать более конструктивных и прагматичных предложений.

Дизель и немного нефти

Импорт нефти из РФ не имеет столь значительных объемов, поскольку в живых из украинских нефтеперерабатывающих заводов остался только Кременчугский. А вот зависимость от нефтепродуктов солидная. По итогам 2018 г. и первого квартала 2019 г. доля дизельного топлива на украинском рынке составила около 40%. Теоретически российские поставки можно заместить топливом из стран ЕС, но на это также требуется время, и это ударит по карманам автолюбителей. На этот счет от власти также не прозвучало никаких предложений или хоть чего-то отдаленно похожего на план «Б», хотя по логике он должен был быть по всем вышеперечисленным пунктам, ведь с уст высокопоставленных чиновников ранее прозвучало столько предупреждений о российской экономической агрессии.

Дорогостоящий «патриотизм»

Пока сбываются мечты Насалика о запрете импорта российского угля, Коболев фантазирует об американских потоках газа, и с телеэкранов звучат предупреждения о коварности РФ, нынешняя власть не сделала ровным счетом ничего для обеспечения энергетической безопасности страны и снижения критической зависимости украинского ТЭК от российской продукции. Это все странно — с учетом воинственной риторики топовых чиновников.

Конечно, разбрасываться ура-патриотическими лозунгами-кричалками куда проще, чем заниматься реальными делами. К сожалению, для Украины этот ура-патриотизм может обойтись очень дорого. Безусловно, при большом желании Россия может дать старт серьезному энергетическому кризису в Украине, что болезненно скажется на экономике и замедлит и без того скромные показатели роста.

Конечно, такой сценарий самый пессимистический и маловероятный. Но хотелось бы знать, имеет ли хоть какой-то план на такой случай супер профессиональная команда Кабмина во главе с Владимиром Гройсманом?

Общие фразы на ток-шоу, бессмысленные посты в Фейсбук и воинственно-патриотические посты в Твиттере не в счет.

Хотели 315, будет 330 долларов: Вместо обещанного удешевления украинцам взвинтят цены на газ

Жителей Украины снова ждёт повышение цены на газ: её взвинтят на 15 долларов за 1000 кубических метров голубого топлива. При этом ранее кабинет министров Незалежной обещал, напротив, удешевить для украинцев эту строчку расходов за коммунальные услуги до 315 долларов за 1000 кубометров. Но "Нафтогаз" пошёл наперекор и объявил, что газ станет дороже - 330 долларов за 1000 кубометров.
По данным издания "Украинские новости", повышение цен ожидается с 1 июня. Компания "Нафтогаз" приняла решение повысить цены на газ на 4,6% - до 8627 гривен за 1000 кубометров, что эквивалентно около 330 долларам. Следовательно, стоимость вырастает на 380 гривен (около 15 долларов).
При этом ранее в украинском кабмине анонсировали снижение цены на газ более чем на 3,5% - до 8247 гривен за 1000 кубометров. Как напоминает ТАСС, ещё 22 апреля правительство Украины и "Нафтогаз" согласовали снижение предельных регулируемых цен на газ для населения. До этого премьер-министр страны Владимир Гройсман поставил перед газовой компанией жёсткие условия о снижении цен, пригрозив в противном случае увольнением главы "Нафтогаза" Андрея Коболева.
Однако, вероятно, в итоге украинская газовая компания решила продвигать свои условия. Местное СМИ опубликовало проект, подтверждающий рост цен на голубое топливо, утверждённый в "Нафтогазе".

«Если бы я знал сколько у СССР танков, то не начал бы войну»: в чём больше всего ошибся Гитлер

В советских учебниках обычно писали, что самой большой ошибкой Гитлера в решении напасть на Советский Союз была недооценка духа советского народа, преимуществ социалистического строя, руководящей роли Коммунистической партии. Что касается недооценки способности нашего народа вести войну до победного конца — с этим спорить едва ли возможно, плохо лишь то, что все пытавшиеся завоевать Россию осознают это после поражения. Остальное — категории сугубо политические. Рассмотрим ошибки руководителей Германии, которые и привели к поражению в войне.

Уже в сентябре 1941 года Гитлер говорит о том, что если бы он знал раньше о количестве танков в Красной Армии, он бы не напал.

Если изучить немецкие документы по планированию войны с Советским Союзом, удивляет полная неосведомленность вермахта о состоянии советских вооруженных сил. Немецкая разведка не смогла дать информацию по двум принципиально важным моментам: по составу вооруженных сил, и по возможному мобилизационному потенциалу.

В Генштабе вермахта считали, что Красная Армия имела к лету 1941 года 150 стрелковых дивизий, 36 мотомеханизированных бригад и 32 кавалерийских дивизии. Пятая часть всех сил будет находиться на юге и востоке и не сможет быть задействована против вермахта. Немцы считали, что Красная Армия выставит до пяти тысяч боевых самолетов, и предполагали, что РККА располагает почти десятью тысячами танков.

Здесь весьма кстати придется одна из цитат Черчилля, где он говорит, что сам готов стать коммунистом, чтобы иметь 10 тыс. танков. В 1941 году никто не верил, что есть армия, имеющая такое количество танков. В Красной Армии на 1 июня 1941 года было 25 482 танка и 5260 бронеавтомобилей. Самолетов же в Красной Армии и авиации ВМФ было 18 914 единиц. И только в западной части страны было сосредоточено 13 924 танка, 2015 бронеавтомобилей, 8974 боевых самолета.

Фактом, подтверждающим плохую работу разведки Германии, является и упоминание о наличии в Красной Армии трех десятков мотомеханизированных бригад и мехкорпусов, состоящих из двух механизированных и одной стрелково-пулеметной бригады. Тогда как в 1941 году никаких бригад не было, а имелось 29 мехкорпусов, каждый из которых включал в себя две танковых и моторизованную дивизию, да еще и мотоциклетный полк, о чем немцы даже не подозревали. Всего же в РККА было к началу войны 303 дивизии: 177 стрелковых, 2 мотострелковых дивизий, 19 горнострелковых, 9 кавалерийских, 4 горнокавалерийских, 31 моторизованная и 61 танковая.

Немцы не подозревали о существовании семи советских армий Второго эшелона, которые в июне выдвигались к границе. И когда в полном соответствии с планами, войска Западного фронта были разгромлены и открылась дорога на Москву, вермахту пришлось столкнуться с войсками Второго эшелона. К которым еще и присоединились армии, созданные из дивизий НКВД, а позже примкнуло и народное ополчение.

Самой же большой ошибкой была недооценка мобилизационных возможностей СССР. В феврале 1941 года в докладе небезызвестного генерала Паулюса указывалось, что Красная Армия сможет выставить в первые месяцы войны дополнительно 30-40 резервных дивизий, а в течение полугода сформировать еще до сотни. При этом руководство вермахта сомневалось, что у СССР хватит вооружения для создания новых соединений.

Однако уже после того, как летом 1941 года были разгромлены советские войска в Белоруссии и Прибалтике, на Украине и под Смоленском, в СССР новые дивизии формировали десятками. Во-первых, оказались недооценены возможности военной промышленности. Во-вторых, нашлись неучтенные немцами внутренние резервы. Согласно записке Народного Комиссара Обороны «О мобилизационном развертывании РККА» от 12 февраля 1941-го, в запасе имелось около двух миллионов винтовок, до двадцати тысяч пулеметов, пятнадцати тысяч минометов, пяти тысяч 76-миллиметровых полевых и горных пушек и полутора тысяч тяжелых орудий. И это было только штатное вооружение. А еще имелось устаревшее и иностранное оружие. В литературе часто упоминается, что в ходе боев под Москвой был дефицит артиллерийских снарядов. Так как артиллерийских боеприпасов хватало, то причиной этому была лишь плохая организация снабжения, но не только. Десятки вновь сформированных тогда дивизий получили нештатное вооружение. В них имелись немецкие, английские, чешские, французские пушки, винтовки, пулеметы. Например, всем известная «панфиловская» дивизия имела 75-миллиметровые французские пушки. На складах их были сотни, но вот боеприпасов было крайне мало.

Надежды вермахта разгромить Красную Армию в приграничных сражениях и более не иметь серьезного сопротивления не оправдались. Лучше всего об этом говорят данные из справочника «Боевой состав Советской армии 1941—1945 гг.». Несмотря на все огромные потери, когда в котлы попадали целые армии, на 1 января 1942 года в РККА было 275 стрелковых и 48 кавалерийских дивизий, 77 стрелковых и 48 танковых бригад. Через год стало 367 только стрелковых дивизий, а еще через год их стало уже 438. Закончила войну Красная Армия, имея в строю 455 стрелковых дивизий и 33 танковых и механизированных корпуса. Те, кто планировал нападение на СССР в начале 1941-го, этого и представить себе не могли.

Снайпер Людмила Павличенко: «Ненависть обострила моё зрение и слух»

Еще до окончания войны Людмила Павличенко стала звездой в настоящем, как Любовь Орлова или Валентина Терешкова. В честь нее устраивал прием президент Рузвельт, а знаменитый тогда кантри-антифашист Вуди Гатри посвятил ей песню «Miss Pavlichenko». Знаменитые слова, сказанные в 1942 году Людмилой Павличенко перед Конгрессом: «Джентльмены, мне двадцать пять лет. На фронте я уже успела уничтожить триста девять фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?!».

О Людмиле Павличенко писали и переписывали все, включая женские глянцевые издания, поэтому мы, пожалуй, только приведем несколько ее собственных воспоминаний.

«Меня всегда ранили только осколки дальнобойных снарядов, всё остальное меня каким-то образом миновало. А ведь фрицы иногда такие «концерты» закатывали снайперам, что прямо ужас. Как обнаружат снайперский огонь, так и начинают лепить по тебе, и вот лепят часа три подряд. Остается только одно: лежи, молчи и не двигайся. Или они тебя убьют, или надо ждать, пока они отстреляются».

«Немцы меня научили прежде всего тому, как надо поставить каску на палку, чтобы можно было подумать, что это человек. Я, бывало, так: вижу, стоит фриц. «Ну, - думаю, - мой !» Стреляю, а оказывается - попала только в каску. Доходило даже до того, что по нескольку выстрелов давала и всё не догадывалась, что это не человек. Ставили они ещё манекены; прямо как живой фриц стоит, тоже открываешь огонь».

«Под Севастополем немцы здорово жаловались на наших снайперов, знали многих наших снайперов по именам, часто говорили: «Эй ты, переходи к нам !» А потом говорили: «Будьте вы прокляты ! Всё равно пропадёте».

«Ненависть многому учит. Она научила меня убивать врагов. Я снайпер. Под Одессой и Севастополем я уничтожила из снайперской винтовки 309 фашистов. Ненависть обострила моё зрение и слух, сделала меня хитрой и ловкой; ненависть научила меня маскироваться и обманывать врага, вовремя разгадывать различные его хитрости и уловки; ненависть научила меня по нескольку суток терпеливо охотиться за вражескими снайперами».

«Лежу я, обыкновенно, впереди переднего края, или под кустом, или отрываю окоп. Имею несколько огневых точек. На одной точке бываю не более двух - трёх дней. Со мной всегда есть наблюдатель, который смотрит через бинокль, даёт мне ориентиры, следит за убитыми. Убитых проверяет разведка. 18 часов пролежать на одном месте довольно трудное занятие, причём шевелиться нельзя, а поэтому бывают просто критические моменты. Терпение здесь нужно адское. Во время засады брали с собой сухой паёк, воду, иногда ситро, иногда шоколад, а вообще снайперам шоколад не положен».

 «День наш протекал так: не позднее как в 4 часа утра выходишь на место боя, просиживаешь там до вечера. Боем я называю свою огневую позицию. Если не на место боя, то уходили в тыл врага, но тогда отправлялись не позже как в 3 часа ночи».

«Бывало и так, что целый день пролежишь, но ни одного фрица не убьёшь. И вот если так 3 дня пролежишь и всё - таки ни одного не убьешь, то с тобой наверняка потом никто разговаривать не станет, потому что ты буквально бесишься».

«Среди нас есть ещё немало бойцов, которые люто ненавидят фрицев, но они ещё не совсем хорошо овладели техникой боя, своим оружием. Это бездейственная ненависть. Она ничего не даёт нашему делу борьбы за независимость Родины. Уничтожь фашиста! Тогда народ скажет тебе: ты действительно ненавидишь врага. Если ты ещё не умеешь уничтожать врагов - научись. В этом сейчас твой святой долг перед Родиной, матерью, женой и детьми».

10 тысяч русских солдат на каторге в Алжире: за что их туда отправили французы

С 1915 года Россия переживала недостаток боеприпасов, и французские союзники предложили императору Николаю в обмен на снаряды послать на Западный фронт русских солдат. Петербург согласился и из России на запад отправили 45 тысяч солдат и офицеров, которые воевали в Греции и на Балканах. Более 20 тысяч составляли Русский экспедиционный корпус во Франции. Русские бойцы, обмененные на снаряды, геройски сражались, однако мало кто знает, как французы отплатили им за пролитую кровь.

Бои во Франции

Русские бригады защищали крепость Помпель, перекрывающий подступы к городу Реймс. Солдаты из России под командованием генерала Лохвицкого участвовали в Верденской битве, где корпус понес большие потери, а бойцы проявили себя как стойкие солдаты. После Февральской революции стал вопрос о том, должны ли теперь русские выполнять перед Францией взятые еще императорским правительством обязательства.
В апреле 1917 года французское правительство решило бросить обе бригады корпуса в новое наступление. По воспоминаниям военного министра Пенлеве русские бойцы голосовали об участии в будущем сражении. Победили те, кто высказался «за». Эта военная операция по имени его командующего Роберта Нивеля получило название «Бойней Нивеля».
Неудачное наступление стоило Франции 180 тысяч раненных и убитых. По всей армии вспыхнули мятежи, и прокатилась волна дезертирств. Русский экспедиционный корпус потерял в битве 4,5 тысяч солдат.

Крестьяне против рабочих

Корпус, переведенный в лагерь близь городка Ла-Куртин, был реорганизован в пехотную дивизию. При этом назрел раскол в среде самих солдат. Бойцы из крестьян готовы были сражаться дальше, вторая группа в своем большинстве из рабочих требовала скорейшей отправки в революционную Россию. Французы стали с недоверием относится к русским, и отказывали командиру дивизии генералу Лохвицкому отправить на фронт тех, кто хотел сражаться.
Бойцов разделили на две части и одновременно с этим ухудшили их снабжение. В первых числах сентября 1917 года солдаты из рабочих перестали подчиняться как своему, так и французскому командования и потребовали отправки домой. Через местного священника они передали свои требования и отказались сдать оружие.
По приказу генерала Лохвицкого лагерь восставших был окружен верными правительству русскими частями, после чего он три дня обстреливался из артиллерийских орудий. После скоротечного штурма восставшие сдались. Точные потери среди солдат неизвестны и они варьируются от 9 до 300 убитых. Зачинщиков расстреляли или отправили в тюрьмы. Бунт хоть и был подавлен, но французы не послушали уговоров Лохвицкого и расформировали всю дивизию.

«Легион чести» и рабочие роты

Французы не собирались отпускать русских, ведь снаряды были уплачены, а война продолжалась. Русских солдат поделили на три группы: подчиненных французской дисциплине, военных рабочих и неблагонадежных. Солдаты из первой группы, которых было всего 266 человек, объединили в «Русский легион чести», который продолжил воевать.
Позднее его численность за счет бойцов из иностранного легиона увеличился до полутора тысяч. Через время подразделение направили в Россию к генералу Деникину, где половина легионеров подняла мятеж и перешла на строну красных. Несколько тысяч солдат, отказавшихся сражаться за Францию, объединили в рабочие роты и направили работать на промышленные предприятия. За отдельную плату правительству их передавали в аренду частным предпринимателям.

На африканской каторге

Более 10 тысяч солдат признали неблагонадежными лицами и выслали в Алжир. В Африке русских приравняли к заключенным каторжникам. Бывших солдат поделили на мелкие группы и под охранной вооруженных конвоев отправляли на работы. Как и в Сибири в алжирской пустыне бежать было некуда, каждый день кроме воскресенья русские работали по 10 часов. В день они получали по несколько франков, из которых оплачивалось пропитание, роба и ночлег.
Каторжники бунтовали и после подавления выступлений их отправляли в африканские тюрьмы. До конца неизвестно, сколько людей погибло в Алжире от рабского труда и болезней. В 1920 году после переговоров выживших солдат репатриировали в Россию. Несколько сотен не захотело возвращаться в объятую войной Родину, и остались во Франции.

Каким людям не следует поститься

Пост – это аскетический подвиг, который несёт особый духовный смысл. Внешняя сторона его состоит в том, что человек на время ограничивает себя в пище и некоторых развлечениях. Но подлинный смысл этих ограничений заключается в том, чтобы преодолеть себя, возвыситься над физическими и эмоциональными потребностями.

О посте как этапе духовного подвига говорится и в Ветхом, и в Новом завете. Но и Христос, и, впоследствии, вся христианская церковная традиция призывает относиться к посту с рассуждением. В отличие от диеты, которая должна излечить недуги тела, пост призван помочь исцелению недугов нашего духа. Но даже выбирая диету, мы с осторожностью следуем советам врача и прислушиваемся к своему организму. Тем более осторожным должен быть подход к соблюдению поста, способствующего врачеванию нашего внутреннего мира.

По слову Евангелия, «Бог есть любовь», а главная цель всякого подвига – приблизиться к Богу. Именно в духовном воздержании, в очищении себя от пагубных страстей тела и души, в приобретении любви к Богу и людям состоит истинный смысл поста.

Святой Иоанн Кассиан Римлянин пишет: «Не полагаем надежды на один пост, но, сохраняя его, хотим достигнуть чрез него чистоты сердечной и апостольской любви». Само по себе постничество, как любая аскеза, бессмысленны для человека, который не имеет любви в сердце и не стремится её обрести.

Пост может навредить, если относиться к нему неправильно - как к самоценной и необходимой «по обычаю» вещи. В результате неразумного постничества человек может стать раздражительным и озлобленным, а то и вовсе возомнить себя праведником, забывая, что пост – не добродетель, а лишь «лекарство» души для стяжания добродетели.

О духовном преображении как желаемом результате поста говорит и святитель Иоанн Златоуст: «Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его.(…) Пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей (…) Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден(…) чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния».

Мы не сможем остановить русских, — экс-премьер Бельгии

Кандидат на пост главы Еврокомиссии, экс-премьер Бельгии Ги Верхофстадт, говоря об общих тратах стран ЕС на свои вооружённые силы, усомнился в способности ЕС «остановить русских».

За три недели до выборов в Европейский парламент кандидаты на пост председателя Еврокомиссии провели дебаты во Флоренции. «Самой оживлённой» их частью стало обсуждение вопроса о создании единой европейской армии, пишет немецкая газета Frankfurter Allgemeine.

Лидер либералов в Европарламенте Ги Верхофстадт потребовал объединить в течение следующих 5 лет вооружённые силы стран ЕС в одну единую европейскую армию.

«Давайте создадим до 2024 года армию ЕС!» — призвал он, напомнив, что на свои вооружённые силы европейцы тратят в три раза больше, чем РФ.

«Впрочем, я всё равно не уверен, что мы будем в состоянии остановить русских», — признался экс-премьер Бельгии.

За создание единой армии Евросоюза высказался и основной кандидат от Европейской народной партии (ЕНП) Манфред Вебер, отмечает издание.

В свою очередь, вице-председатель Еврокомиссии, бывший министр иностранных дел Нидерландов Франс Тиммерманс категорически не согласился со своими конкурентами и счёл их предложение нереалистичным.

Тиммерманс посоветовал Ги Верхофстадту не давать обещаний, которых он не сможет сдержать. По словам кандидата на пост главы Еврокомиссии от социал-демократов, каждый из его конкурентов прекрасно знает, что «никакой армии ЕС в обозримом будущем не будет».

«Как вы можете говорить о (единой. — прим. ред.) армии, когда во внешней политике ЕС нет вообще никакого единства?» — возмущается экс-глава МИД Нидерландов.

Россия претендует на господство в Арктике. The Financial Times, США

Под воздействием изменений климата Северный морской путь превращается в арену набирающего обороты соперничества. Его потенциал в качестве предпочтительного маршрута перевозок между Европой и Азией может изменить глобальные торговые потоки. Колоссальные запасы углеводородов могут радикальным образом изменить ситуацию на энергетических рынках. А милитаризация региона привлекла внимания многих мировых держав, отмечаются в статье.

За несколько дней до начала масштабного арктического форума, который прошел в Санкт-Петербурге и на котором президент России Владимир Путин принимал четырех региональных лидеров под лозунгом «Арктика — территория диалога», российские корабли выполняли маневры в холодных северных водах. В Баренцевом море корабль Северного флота ВМФ России осуществил стрельбы по ракетам-мишеням, выпущенным с одного из противолодочных кораблей.

Гости Путина не могли не заметить эту демонстрацию силы. Баренцево море, воды которого омывают побережье Норвегии, представляет собой западную границу Северного морского пути — пути, который огибает Северный полюс и который в течение многих тысяч лет был недоступен из-за ледяного покрова. Но теперь стремительное таяние ледников превратило его в один из важнейших очагов геополитического противостояния.

Под воздействием изменений климата, которые приводят к быстрому таянию ледников, Северный морской путь превращается в арену набирающего обороты соперничества. Его потенциал в качестве предпочтительного маршрута перевозок между Европой и Азией может изменить глобальные торговые потоки. Колоссальные запасы углеводородов, которые там находятся, могут радикальным образом изменить ситуацию на энергетических рынках. А милитаризация региона привлекла внимания многих мировых держав.

Хотя на богатства этого региона начали претендовать несколько десятков разных стран, ни одна из них не проявляет такую активность в своих попытках закрепить свои позиции в регионе, как Россия. В настоящее время одна десятая часть экономических инвестиций России приходится именно на Арктику, о чем Путин сообщил в апреле на форуме в Санкт-Петербурге.

С 2013 года Россия потратила миллиарды долларов на строительство и модернизацию семи военных баз на островах и полуостровах вдоль этого маршрута, где температура опускается ниже минус 50 градусов, развернув современные радиолокационные и противоракетные системы, способные сбивать самолеты, ракеты и уничтожать корабли. Это позволяет Москве полностью покрывать все побережье и прилегающие воды.

Сигнал очевиден. Если вы хотите ходить через Арктику и быстро добираться из Азии и обратно или же если вы претендуете на подводные месторождения газа и нефти, вы будете делать это под надзором России.

«Американцы считают, что только они одни могут заказывать музыку и создавать свои собственные правила, — сказал министр иностранных дел России Сергей Лавров в Санкт-Петербурге. — Северный морской путь — это наша национальная транспортная артерия. Это очевидная вещь, и международное право предоставляет России существенные права в использовании данной территории. Это как правила дорожного движения. Если вы едете в другую страну и садитесь за руль, вы подчиняетесь их правилам».

Хотя пока движение по Северному морскому пути не слишком оживленное, его интенсивность все же растет. По оценкам экспертов, в летние месяцы сроки доставки грузов из Европы в Китай по Северному морскому пути будут примерно на 40% короче, чем сроки доставки через Суэцкий канал, и это позволит сэкономить сотни тысяч долларов на топливе, а также потенциально сократить объемы выбросов углекислого газа в атмосферу на 52%. В настоящее время Северный Ледовитый океан освобождается ото льда только на три месяца в году, однако, по некоторым оценкам, в ближайшие годы этот период увеличится, что позволит нарастить объемы перевозок по этому маршруту.

Прогнозируя стремительный рост объемов грузоперевозок, Россия приняла закон, позволяющий увеличить ее контроль над арктическими водами, в том числе дающий государственной корпорации Росатом право контролировать доступ к Северном морскому пути благодаря ее ледоколам, которые могут сопровождать корабли.

Россия, у которой пятая часть ее территорий находится за Полярным кругом, пытается еще больше расширить свои территории, заявляя о своих претензиях еще на 1,2 миллиона квадратных километров Арктического шельфа. Комиссия ООН по границам континентального шельфа уже признала часть нейтральных арктических вод продолжением российского шельфа. В результате уже к 2020 году хребет Менделеева и хребет Ломоносова могут стать российскими, сказал один чиновник, знакомый с ситуацией.

Соперники России отчаянно стараются не отставать от нее. На этой неделе США объявили о том, что они начинают строить свой первый почти за два десятилетия ледокол: правительство выделило 746 миллионов долларов на корабль, который должен быть спущен на воду в 2024 году. «В условиях соперничества великих держав этот корабль станет гарантией присутствия нашей страны в полярных регионах», — сказал адмирал Карл Шульц (Karl Schultz), комендант Береговой охраны США, упомянув о «росте торговли, туризма, исследований и международной активности в Арктике».

***

В 2007 году российские исследователи поставили российский триколор, сделанный из титана, на морском дне на Северным полюсе.

Этот шаг — самый дерзкий и показной элемент попыток заявить права на Северный полюс — был предпринят спустя почти 300 лет после того, как Россия начала исследование Арктики. Экспедиции, отправившиеся в этот регион по приказу Петра Первого, позволили нанести на карту 24 тысячи километров арктического побережья — такова примерная протяженность всех наземных границ России.

Россия построила первый в мире ледокол «Ермак» 120 лет назад. В 1957 году она построила первый атомный ледокол «Ленин». Ее ледокол «Арктика» стал первым ледоколом, достигшим Северного полюса в 1977 году. «За эти годы никаких существенных изменений не произошло, ни в форме корпуса, ни во внутренних компонентах», — сказал Сергей Франк, глава государственной компании Совкомфлот.

В период холодной войны Советский Союз вложил в этот регион огромные средства. Северный флот был самым большим советским флотом, а арктические базы служили заправочными пунктами для бомбардировщиков.

Западные державы сосредоточились на сдерживании: силы НАТО патрулировали территории между Гренландией, Исландией и Соединенным Королевством в попытке помешать советским подводным лодкам, оснащенным, баллистическими ракетами, войти в Атлантический океан незамеченными.

По мере того, как советская экономика слабела, инфраструктура в Арктике постепенно приходила в упадок. Поскольку на ее сохранение требовалось много средств, а стратегических обоснований для этого становилось все меньше, Москва постепенно переключилась на другие вопросы.

Изменения климата и растущая мощь азиатских экономик изменили эти расчеты. С 1979 года, по данным НАСА, объемы арктического льда уменьшались в среднем на 12,8% за десятилетие, а в сентябре 2018 года ледяной покров был уже на 42% меньше, чем в 1980 году. Это превратило безопасную северную границу в очаг разработки месторождений и потенциального конфликта. В прошлом году российский Северный флот провел там свои самые масштабные учения за последнее десятилетие.

«У России просто нет другого океана, — сказал министр природных ресурсов и экологии России Дмитрий Кобылкин на прошлой неделе. — Все проекты, которые мы реализуем в Арктике, — это наши будущие горизонты».

Но там, где Москва видит вызов для безопасности, другие страны усматривают возможности. В августе прошлого года датская крупная компания Maersk реализовала пробную поставку грузов по Северному морскому пути: контейнеровоз Venta Maersk доставил электронику, минеральное сырье и 660 контейнеров замороженной рыбы из Владивостока в Санкт-Петербург. Первый транзит контейнеровоза по Северном морскому пути был произведен в сопровождении российского ледокола, который проследовал вместе с ним большую часть северо-восточного побережья России.

В прошлом году по Северному морскому пути прошли корабли из 20 различных стран, которые перевезли в общей сложности 20 миллионов тонн груза. Хотя эта цифра кажется ничтожной в сравнении с объемами грузоперевозок по традиционным маршрутам, она в два раза превысила объемы грузоперевозок по Северному морскому пути в 2017 году. Россия ожидает, что к 2025 году эта цифра увеличится в четыре раза. «Это реалистичная, просчитанная и предметная задача, — сказал Путин в апреле. — Наша задача — сделать Северный морской путь безопасным и выгодным для грузоотправителей».

По словам представителей «Росатома», корпорации удастся достичь поставленной цели в том случае, если она получит новые ледоколы вовремя. «На этом жизнь не заканчивается, — сказал глава Росатома Алексей Лихачев. — Мы рассчитываем не на 80 миллионов, а на 92,6 миллиона тонн грузоперевозок к 2024 году. А к 2030 году мы надеемся добавить к этому значительную часть международных транзитных перевозок».

***

Растущий интерес Китая к Арктике и его развивающаяся дружба с Россией будут играть важную роль в достижении этой цели.

Пекин обладает статусом наблюдателя в Арктическом совете, который призван управлять сотрудничеством в регионе. У него есть исследовательская станция на архипелаге Шпицберген. Кроме того, Пекин является крупнейшим иностранным акционером в российских проектах по добыче сжиженного природного газа в Арктике, успех которых будет во многом зависеть от эффективности грузоперевозок по Северном морскому пути. В прошлом году Китай опубликовал документ, посвященный его политике в Арктике, в котором говорилось о непосредственной связи между Северным морским путем и китайской инициативой «Один пояс, один путь» — вместе они были названы «Полярным шелковым путем».

«Я помню, что еще пару десятилетий назад люди говорили о том, что Северный морской путь невозможен, — отметил один иностранный посол в Москве. — Но, когда я услышал о Полярном шелковом пути и понял, что китайцы действительно в этом заинтересованы, я осознал, что все серьезно». Транспортные компании из Южной Кореи, где строятся многие российские грузовые танкеры, тоже проводили пробные плавания начиная с 2013 года. «Южная Корея и другие страны Азии считают Северный морской путь самым коротким маршрутом, связывающим Европу и Азию, — маршрутом, имеющим огромный коммерческий потенциал», — сказал представитель министерства иностранных дел Южной Кореи. Однако превратить этот потенциал в реальную прибыль будет непросто. Кораблям часто требуется сопровождение ледокола даже в те месяцы, когда Северный морской путь свободен ото льда. «Это очень сложная в технологическом смысле задача, потому что мы живем в чрезвычайно конкурентной среде», — сказал заместитель председателя правительства России Максим Акимов.

Россия — единственная страна в мире, имеющая в своем распоряжении флот атомных ледоколов. В течение следующего десятилетия три из четырех ее ледоколов будут заменены новыми, каждый из которых будет стоит от 500 миллионов до 1,5 миллиарда долларов. По словам Путина, в 2035 году в ее Арктическом флоте будет уже 13 ледоколов, в том числе девять атомных.

Москве также необходимо расширить и модернизировать порты по обе стороны этого пути — в Мурманске недалеко от границы с Норвегией и в Петропавловске-Камчатском на Камчатском полуострове рядом с Японией — поэтому она пригласила иностранные компании вложить средства в ее проекты. «Мы убеждены, что потребность в Северном морском пути есть, и мы планируем реализовать этот проект с помощью международных партнерств», — сообщили представители «Росатома».

На форуме в Санкт-Петербурге самым широко употребляемым словом среди иностранных чиновников стало слово «сотрудничество». Хотя отсутствие представителей Канады и США на форуме многим бросилось в глаза, президенты, премьер-министры и ведущие дипломаты арктический страны Европы изо всех сил старались продемонстрировать, что они действительно хотят сотрудничать с Москвой.

И это понятно. Решимость России в ее стремлении установить контроль над Северным морским путем вызвало тревогу у ее арктических соседей, которые теперь стремятся сотрудничать с Кремлем.

Ситуацию усугубляет напряженность в отношениях между Россией и Западом, которая возникла в результате того, что Москва аннексировала Крым в 2014 году, предприняла попытку убить бывшего офицера российской разведки на территории Соединенного Королевства и попыталась вмешаться в иностранные выборы.

***

Эти факторы и санкции, которые западные страны ввели против России, приводят к тому, что некоторые страны опасаются тесно сотрудничать с Москвой в вопросах торговли и безопасности, предпочитая вместо этого концентрироваться на таких вопросах, как защита окружающей среды.

В отсутствие мер по уменьшению объемов выброса углекислого газа в атмосферу Северный Ледовитый океан может освободиться от льда в летние месяцы задолго до 2050 года — возможно, уже через 10-20 лет, как ранее в этом году сообщил оборонный комитет британского парламента.

«Мы хотим поддерживать хорошие отношения с Россией, однако при этом мы не готовы отказываться от принципов, в которые мы верим, и сдаваться в тех вопросах, в которых мы придерживаемся иной точки зрения», — сказал премьер-министр Швеции Штефан Лёвен (Stefan Löfven), выступая в Санкт-Петербурге.

Посол Евросоюза по арктическим вопросам Мари-Энн Конинскс (Marie-Anne Coninsx) отрицает, что Брюссель слишком медленно реагирует на потенциал региона. «Мы уже много лет занимаемся вопросами Арктики, — сказала она. — Мы продуктивно сотрудничаем с Россией — сотрудничаем, а не конкурируем». По ее словам, Брюссель сотрудничает с Москвой в самых разных вопросах, от обработки отходов до утилизации ядерных отходов в регионе.

«Страны-члены Евросоюза обладают крупнейшим в мире торговым флотом, — сказала Конинскс. — Если появятся новые экономические возможности, они будут использованы».

Совершенно иное проявление реакции Запада на действия России в Арктике имело место в октябре прошлого года, когда на севере Норвегии военные НАТО с штурмовыми винтовками в руках высадились с десантного судна на берег. Операция Trident Juncture представляла собой самые масштабные военные учения НАТО с момента окончания холодной войны. В этих учениях, которые длились четыре недели и проходили вблизи границ России, были задействованы 50 тысяч военных, 10 транспортных средств и 250 самолетов из 31 страны.

По словам аналитиков, эти учения, которые Москва назвала агрессивной демонстрацией силы, показали, насколько серьезно НАТО относится к амбициям России на севере и насколько четко альянс понимает, что его войскам необходим опыт проведения операций в этом регионе.

Россия «выдвигает претензии и занимается милитаризацией этого региона», как сказал министр обороны Соединенного Королевства Гэвин Уильямсон (Gavin Williamson) в сентябре прошлого года, когда он изложил новую арктическую стратегию своей страны. «Мы должны быть готовы к любым угрозам, которые могут возникнуть».

В этом году примерно 800 британских морских пехотинцев проходят подготовку в Норвегии, а четыре самолета ВВС Великобритании патрулируют небо над Исландией.

Ожидается, что США обнародуют свою новую арктическую стратегию летом этого года. Как сообщает Пентагон, в центре этого документа будет то, каким образом можно «лучше всего защитить национальные интересы США и поддержать безопасность и стабильность в Арктике».

«Россия активно развивает свои территории в Арктике, и это создает условия как для честной, так и для нечестной конкуренции, а это уже чистая политика», — отметил Константин Косачев, председатель комитета по международным делам Государственной думы.

Необходимость сбалансировать аспекты обороны и развития — это важнейший вопрос из тех, которые сейчас стоят перед Россией, как сказал Крис Тук (Chris Tooke), аналитик компании GPW.

Москва оказала помощь компании Новатэк, добывающей газ в Арктике, смягчив требование о том, что по Северному морскому пути могут ходить только суда, зарегистрированные в России, — такое требование могло снизить экспортный потенциал компании. Однако, по мнению Тука, такие шаги будут редкостью.

«В целом, я думаю, императивы безопасности одержат верх над коммерческими интересами, а эта напряженность и необходимость развивать инфраструктуру, вероятно, замедлят прогресс в коммерческом использовании в среднесрочной перспективе, — объяснил он. — Но нет никаких сомнений в том, что здесь имеется большой потенциал».

Генри Фой, Анастасия Астрашевская, The Financial Times, США

Подписаться на этот канал RSS